"Руководитель бюджетной организации",
2010, N 8
ЖДЕМ ИНСПЕКТОРОВ РОСТЕХНАДЗОРА
Мы продолжаем знакомить
читателей с особенностями государственных проверок, которые периодически
проводятся в каждой бюджетной организации. В предыдущих номерах мы рассказали о
проверках Государственной инспекции труда <1>, мерах контроля со стороны
Госпожнадзора <2>, законах, за исполнением которых следит Роскомнадзор
<3>, особенностях взаимодействия с инспекторами Роспотребнадзора
<4>. Сегодняшняя тема - экологический, технологический и атомный надзор,
который осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору (Ростехнадзор). Этой организацией с июня текущего года
руководит Правительство РФ.
--------------------------------
<1> См. статью А.Г.
Емельянова "Работать по закону - инспекторов не бояться" (N 5, 2010).
<2> См. статью А.Ю.
Сергеева "Готовимся к визиту пожарных инспекторов" (N 4, 2010).
<3> См. статью А.П.
Селезнева "Готовимся к проверке Роскомнадзора" (N 6, 2010).
<4> См. статью Е.Ю.
Петрова "Готовимся к проверке санитарных врачей" (N 7, 2010).
За чем следит Ростехнадзор?
Функции Ростехнадзора в
регионах выполняют территориальные органы межрегионального уровня. Как правило,
они осуществляют контроль за предприятиями и объектами нескольких областей. В
компетенцию Ростехнадзора входит надзор за:
V
организациями, осуществляющими проектирование, строительство, ремонт,
эксплуатацию объектов магистрального
трубопроводного транспорта;
---------------------------------------------------------------------
V
линейной частью и объектами
инфраструктуры линейной части
магистральных трубопроводов;
---------------------------------------------------------------------
V
проектированием и изготовлением химического оборудования;
---------------------------------------------------------------------
V
соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании,
строительстве, эксплуатации,
консервации и ликвидации
опасных
производственных объектов,
изготовлении, монтаже, наладке,
обслуживании и ремонте технических
устройств, применяемых на опасных
производственных объектах,
транспортировании опасных веществ
на
опасных производственных объектах;
---------------------------------------------------------------------
V
соблюдением в пределах своей компетенции
требований безопасности в
электроэнергетике (технический контроль и
надзор в
электроэнергетике), включая требования
безопасности электрических и
тепловых установок и сетей (кроме бытовых
установок и сетей);
---------------------------------------------------------------------
V
соблюдением в пределах
своей компетенции требований
безопасного
ведения работ, связанных с пользованием
недрами;
---------------------------------------------------------------------
V
соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и
при ведении взрывных работ;
---------------------------------------------------------------------
V
соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и
эксплуатирующими организациями норм
и правил безопасности
гидротехнических сооружений (за
исключением судоходных
гидротехнических сооружений, а
также гидротехнических сооружений,
полномочия по осуществлению надзора
за которыми переданы
органам
местного самоуправления);
---------------------------------------------------------------------
V
соблюдением требований безопасности производства, хранения
и
применения взрывчатых материалов
промышленного назначения;
---------------------------------------------------------------------
V
горноспасательными работами в
части, касающейся состояния
и
готовности подразделений военизированных
горноспасательных частей к
ликвидации аварий на обслуживаемых
предприятиях;
---------------------------------------------------------------------
V
полнотой и качеством осуществления
органами государственной власти
субъектов
РФ переданных полномочий
в области государственной
экологической экспертизы
с правом направления
предписаний об
устранении выявленных нарушений,
а также о
привлечении к
ответственности должностных
лиц, исполняющих обязанности
по
осуществлению переданных полномочий;
---------------------------------------------------------------------
V
готовностью организаций, эксплуатирующих опасные
производственные
объекты,
к локализации и
ликвидации аварий на
опасных
производственных объектах;
---------------------------------------------------------------------
V
выполнением поднадзорными организациями установленных правил
осуществления производственного
контроля за соблюдением
требований
промышленной безопасности на опасных
производственных объектах (в том
числе в сфере безопасного ведения работ,
связанных с пользованием
недрами);
---------------------------------------------------------------------
V
деятельностью
саморегулируемых организаций в
области инженерных
изысканий, архитектурно-строительного
проектирования, строительства,
реконструкции, капитального ремонта
объектов капитального
строительства.
Также Ростехнадзор осуществляет
государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции и капитальном
ремонте объектов.
Таким образом, главная задача
Ростехнадзора состоит в предупреждении аварий, травматизма и снижении
негативного воздействия на здоровье человека и состояние окружающей среды в
результате ведения хозяйственной и иной деятельности, в обеспечении
безопасности и недопущении техногенных аварий, катастроф, выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты, негативного влияния
деятельности, связанной с обращением с опасными отходами.
В своей деятельности
Ростехнадзор руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными
законами и Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ,
постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами
РФ, актами Минприроды и Ростехнадзора <5>.
--------------------------------
<5> Перечень Федеральных
законов, регламентирующих деятельность Ростехнадзора, приведен в конце статьи.
Плановые проверки
Как и прочие надзорные органы,
Ростехнадзор проводит плановые проверки не чаще одного раза в три года.
Основанием для проведения проверки служит ежегодный план Ростехнадзора.
Информацию о планируемых проверках можно найти на сайте Генеральной прокуратуры
РФ по адресу: www.genproc.gov.ru, а также на сайтах территориальных органов
Ростехнадзора. Узнать адреса интернет-ресурсов, а также контактные телефоны и
данные руководителей можно по ссылке:
http://www.gosnadzor.ru/contacts_territorialnye_organy_terr_upravlenie/. Кроме
того, полезную информацию о контролирующей деятельности Ростехнадзора вы
сможете найти на сайте центрального аппарата Федеральной службы по
технологическому, экологическому и атомному надзору по адресу:
www.gosnadzor.ru.
Основанием для включения
организации в ежегодный план проведения плановых проверок являются истечение
трех лет со дня государственной регистрации предприятия или истечение того же
срока со дня окончания проведения последней плановой проверки.
Предметы проверки могут быть
следующими:
V
готовность организации к прохождению паводка;
---------------------------------------------------------------------
V
соблюдение требований промышленной безопасности при
проектировании,
строительстве, эксплуатации,
консервации и ликвидации
опасных
производственных объектов,
изготовлении, монтаже и
обслуживании
технических устройств;
---------------------------------------------------------------------
V
правильность исчисления и
своевременной уплаты за
негативное
воздействие на окружающую среду;
---------------------------------------------------------------------
V
соблюдение требований в области безопасности технических сооружений;
---------------------------------------------------------------------
V
безопасность электрических и тепловых установок и сетей.
Если бюджетная организация
является застройщиком или заказчиком (подрядчиком), то Ростехнадзор проводит
проверки и в таких случаях, как:
V
наступление сроков завершения
работ, которые подлежат
проверке в
соответствии с программой проведения
проверок (программа составляется
таким образом, чтобы был проверен каждый
этап работы);
---------------------------------------------------------------------
V
получение от лица,
осуществляющего
строительство, извещения о
завершении работ, которые подлежат
проверке, если срок
окончания
таких
работ не совпадает
со сроками, указанными
в программе
проведения проверок;
---------------------------------------------------------------------
V
получение извещения от лица, осуществляющего строительство, о случаях
возникновения аварийных
ситуаций на объекте
капитального
строительства;
---------------------------------------------------------------------
V
получение обращений физических
и юридических лиц,
органов
государственной власти и органов местного
самоуправления по вопросам,
относящимся к осуществлению
государственного строительного надзора;
---------------------------------------------------------------------
V
получение сведений о
выполнении работ по
строительству,
реконструкции, капитальному ремонту
объекта капитального
строительства, подлежащих проверке, из
иных источников.
Когда застройщик или заказчик
извещает об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта
объектов капитального строительства, Ростехнадзор проводит итоговую проверку
соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта
капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил),
иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Стоит учесть, что проверки
могут быть комплексными, то есть их могут осуществлять инспекторы не только
территориального органа, но и центрального аппарата Ростехнадзора. При этом
ограничения по количеству проверяющих не установлено.
К сведению. Плановые проверки
не обязательно означают приезд на предприятие инспекторов. Предварительно
специалисты Ростехнадзора рассматривают ежегодный отчет предприятия по
организации и осуществлению производственного контроля. При выявлении нарушений
(срок действия лицензии, регистрации объекта, действия договора страхования
истек, отчет либо отсутствует, либо составлен неудовлетворительно) возникает
необходимость в проведении выездной проверки.
Внеплановые проверки
Основанием для проведения
внеплановой проверки может быть поступление в Ростехнадзор обращений и
заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации
от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о
следующих фактах:
- возникновении угрозы
причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей
среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов
РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
- причинении вреда жизни,
здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного
наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства,
а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Нарушение и наказание
Если при проведении проверки
инспекторы Ростехнадзора выявляют нарушения, то они обязаны выдать руководителю
бюджетной организации предписание об их устранении с указанием сроков.
Впоследствии инспекторы обязаны проконтролировать, исполнены ли требования
предписания, устранены ли выявленные нарушения.
Пример 1. Московское управление
Ростехнадзора с 25 июня по 1 июля 2010 г. проверило ГОУ "Детская
музыкальная школа им. Мурадели" и ГОУ СОШ N N 917 и 751 г. Москвы. С 21 по
23 июня 2010 г. были проверены детские сады N N 503, 1739, 487, 2021. Проверка
проводилась с целью контроля соблюдения правил электробезопасности и
эксплуатации электроустановок.
В ходе проверки ГОУ СОШ N 751
выявлено невыполнение ранее выданных предписаний. В то же время улучшилось
состояние электробезопасности в ГОУ "Детская музыкальная школа им.
Мурадели". В данной организации замечания были устранены в срок. В ходе
проверки детского сада N 1739 выявлено невыполнение ранее выданных предписаний.
В детских садах N N 2037 и 503 все замечания устранены в срок. По результатам
проверки были выданы акты и предписания с указанием конкретных сроков
устранения выявленных нарушений.
Пример 2. Северо-Западное
управление Ростехнадзора 17 июня 2010 г. завершило проверку в отношении ГОУ
"Средняя общеобразовательная школа N 434" г. Санкт-Петербурга.
Проверка проводилась с целью контроля деятельности учреждения по соблюдению
обязательных требований при технической эксплуатации энергоустановок и сетей
предприятия и требований безопасности в электроэнергетике.
В ходе проверки выявлено 37
нарушений обязательных требований, установленных правовыми актами, а именно:
- не соответствуют требованиям
состав и ведение технической и оперативной документации;
- не организовано безопасное
проведение работ в электроустановках;
- не соблюдаются обязательные
формы работы с персоналом.
По итогам проверки к
административной ответственности привлечено должностное лицо, которому
назначено наказание в виде административного штрафа.
В случае если при проведении
проверки установлено, что деятельность организации представляет
непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным,
растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред
причинен, представители Ростехнадзора обязаны незамедлительно принять меры
вплоть до временного запрета деятельности. Также инспекторы имеют право
отозвать из оборота продукцию, представляющую опасность для жизни, здоровья
граждан и окружающей среды, а также довести до сведения граждан информацию о
наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.
Какие наказания могут быть
наложены на организацию при выявлении нарушений? Обычно применяются
административные наказания - штрафы (для должностных лиц 2 - 3 тыс. руб., для
юридических лиц 20 - 30 тыс. руб.), административное приостановление
деятельности (по суду, на срок до 90 суток). Приостановление применяется при
нарушениях, которые угрожают жизни или здоровью людей, могут привести к
техногенной катастрофе.
Пример 3. Северо-Западное
управление Ростехнадзора 15 июня 2010 г. завершило проверку в отношении
Государственного научного учреждения "Всероссийский
научно-исследовательский институт защиты растений Российской академии
сельскохозяйственных наук". Цель проверки - контроль выполнения
обязательных требований в сфере безопасности электрических (тепловых) установок
и сетей.
В ходе мероприятия выявлено 16
нарушений. Учреждением не обеспечивается выполнение требований правил
технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а именно своевременно не
проводятся:
- проверка знаний
ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых
энергоустановок и его заместителя;
- техническое
освидетельствование тепловых энергоустановок;
- промывка и дезинфекция перед
отопительным сезоном;
- испытания на плотность и
прочность.
Кроме того, отсутствуют
технические паспорта на тепловые энергоустановки и тепловые сети.
По результатам проверки
определен срок устранения нарушений. В отношении должностного лица,
ответственного за соблюдение требований безопасности, возбуждено дело об
административном правонарушении.
Права проверяемого
Согласно Федеральному закону от
26.12.2008 N 294-ФЗ, регламентирующему порядок надзорных мероприятий,
руководитель бюджетной организации имеет право:
- лично присутствовать при
проведении проверки;
- давать объяснения по
вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от инспекторов информацию,
которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено
Федеральным законом;
- знакомиться с результатами
проверки и указывать в акте проверки на свое ознакомление с результатами
проверки, согласие или несогласие с ними, а также с отдельными действиями
инспекторов;
- обжаловать действия
(бездействие) инспекторов, повлекшие за собой нарушение прав проверяемой
организации. Это можно сделать как в административном, так и в судебном порядке
в соответствии с законодательством РФ.
Как следует поступить, если
проверка, по вашему мнению, неправомочна или проходит с нарушениями ваших прав?
Согласно ст. 212 ТК РФ в обязанности работодателя по обеспечению безопасных
условий и охраны труда входят предоставление федеральным органам исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере
деятельности, "информации и документов, необходимых для осуществления ими
своих полномочий", а также "беспрепятственный допуск... должностных
лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение
государственного надзора и контроля, в целях проведения проверок условий и
охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний". Таким образом, руководитель организации должен
в любом случае предоставить возможность проведения проверки, но в дальнейшем
вправе опротестовать проверку, проведенную, по его мнению, незаконно.
Срок проведения проверки не
может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью
проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных
экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может
быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых
предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов.
Категория: Эксперт | Добавил: Эксперт (28.01.2011)
|